Как работает и сколько зарабатывает сценарист на федеральном канале

Читать полную версию статьи в журнале "Нож"

Сериалы — хит моего поколения, тех, кому сейчас около 40 лет. На наших глазах из низкого жанра они превратились в локомотив современной культуры. Естественно, я давно мечтал стать частью этой волны. Некоторое время работал в PR-отделе одного из кнопочных каналов, причем устроился туда, соврав, что представлю диплом позже, якобы он находится в другом городе. В действительности никакого профильного, да и вообще высшего образования у меня не было и нет. Впрочем, почти пять лет об этом никто не вспоминал, так что я спокойно наблюдал, как растет, пусть и значительно медленнее, чем на Западе, жанр в России, изучал внутреннюю кухню, работу департаментов, занятых в подготовке, съемке и трансляции сериалов, читал учебники и чужие сценарии, учился.

Однажды меня попросили поработать литературным негром — слегка подправить чужой сценарий. На тот момент я не был профессиональным сценаристом и, разумеется, трудился за «набраться опыта» — без титров и за копейки. Но в результате сценарий был переписан полностью, мое имя попало в титры, а у сериала оказались неплохие рейтинги. Не то чтобы получился шедевр мирового кинематографа, но за ту работу мне точно не стыдно. В отличие от ряда других. Так я попал в профессию, хотя этот путь для мира кнопочного ТВ редкость: чаще всего выстреливает выгодное знакомство, которое дает хоть какой-то шанс на ранних этапах.

Большинство сценаристов либо нигде не числятся, либо открывают свои ИП. Никакого гарантированного заработка не существует. Все живут от заказа к заказу, причем иногда пишешь по три сценария одновременно, а иногда несколько месяцев сидишь без работы.

На некоторых каналах и продакшнах существуют штатные сценаристы, но это, скорее, исключение из правил.

Чтобы не сильно худеть в талии, необходимо учиться (иначе начинаешь деградировать), постоянно смотреть сериалы и фильмы (лучше западные — а то деградация может только усугубиться), наращивать объем знакомств в отрасли и пахать с утра до ночи, зарабатывать репутацию. Что касается собственно дела, то тут, как и везде, есть два стула, и оба неприятные.

Существует два пути появления сценария: авторский, когда ты сам придумываешь историю и пишешь ее, и продюсерский, когда тебя приглашают работать и «творить» по чужой идее.

Второй путь — самый легкий, он гарантирует заработок. Происходит все так: тебе звонят – «Здоро́во, что пишешь? Ничего? Есть предложение, лови в почту», — и на мейл прилетает краткая заявка, а ты решаешь, хочешь ли писать на ту или иную тему. У меня есть ряд табу — то, за что я не возьмусь, даже будучи на голодном пайке. Однажды предложили написать о Кобе Джугашвили в положительном ключе, я сидел практически без денег, гонорар предлагали весьма серьезный, но я отказался.

Продюсерский вариант самый стабильный (если удачно «присосаться» к производителю контента, то перебоев в гонорарах не будет), но и самый ущербный, с перспективой навсегда остаться дешевой печатной машинкой. Ведь чем больше у сценариста качественного авторского контента, тем солиднее его репутация и тем чаще его приглашают на дорогие спецпроекты. А значит, выше его цена.

Беда авторского варианта – нет никаких гарантий, что твой сценарий купят. Я почти три года шел к своему первому авторскому сериалу, зарабатывая, чтобы не сдохнуть с голоду, поденными проектами (за некоторые из них мне стыдно до сих пор), и не был уверен в успехе до самого конца. Но этот путь – мой любимый: в голове вдруг появляется сцена и вокруг нее постепенно формируется история.

Это алхимические превращения, в процессе которых получаешь первозданный, ни с чем не сравнимый кайф, чистое творчество. Но кошмар в том, что сериалы — коллективный труд, и твой авторский текст все равно пройдет через продюсерский наждак.

Так что если многократные драфты сценариев по чужой заявке ты воспринимаешь как часть работы, то все замечания по твоему собственному детищу — как персональное оскорбление, угрозу территориальной целостности и содомский грех. Это всегда больно.

Вот вам яркий пример из индустрии — «Оттепель» Валерия Тодоровского, который был предложен не только на Первый канал.

Ходили слухи, что легендарный тогда еще продюсер ТНТ Александр Дулерайн завернул сценарий «Оттепели» с формулировкой «херня какая-то».

Не могу ручаться, что это правда, но, услышав историю, я не удивился. В нашем деле нужно смириться с фактом: телевидение — это, прежде всего, бизнес, и именно от точки зрения продюсера и редакторов канала, их культурного уровня, настроения и просто персональных тараканов зависит, быть сериалу или не быть.

Непосредственная работа над своим сценарием чаще всего начинается с краткой заявки-синопсиса. Если удается ее продать, приступаешь к подробному сценическому плану и только после его утверждения у продюсера садишься, собственно, за сам сценарий. Две-три недели пашешь-пишешь, потом снова идешь к продюсеру, тот делает «пару небольших замечаний», в результате ты переписываешь до 80 % текста, и так повторяется несколько раз.

Потом продюсер несет твой сценарий на канал, где появляется еще «пара небольших замечаний». Главная задача сценариста — лавировать между требованиями «заказчиков» и при этом не убить то, над чем ты работаешь, не превратить его в нечто постыдное. А, ну и еще не уйти в запой от ярости. Последнее не шутка: загубленных проектов и спившихся сценаристов огромное множество, а трезвенников в профессии можно смело заносить в Красную книгу, их мало, и они вымирают.

О звездности: невозможно перезвездить операторов: они — императоры и строят всех на площадке. Но есть и по-настоящему топовые сценаристы, зубры. Большинству зрителей их имена ничего не скажут, потому что в России люди этой профессии почти всегда в тени. Но на внутренней кухне их знают, у них на порядки больше шансов продать авторский сценарий, а уровень гонорара может вызвать у рядового зрителя икоту. Да и у рядового коллеги по цеху тоже.

Цена сценария зависит от статуса сценариста и бюджета проекта.

Кто-то пишет серию за 60 тысяч рублей, кто-то — за миллион и больше. Никакого четкого ценового разброса не существует. Есть условная практика: сценарий стоит 3% от бюджета. Но она не всегда соблюдается. На деле создатели сериала стараются заплатить как можно меньше, а мы, сценаристы, — выторговать побольше.

Я получаю за целый сериал от 2 до 4 миллионов рублей, другое дело что одни серии пишутся за неделю, на другие могут уйти месяцы.

Важно отметить, что бόльшая часть сериалов снимается не каналами, а продакшнами. Но, как правило, на деньги каналов. Поэтому на цене сказывается и финансовое состояние самого продакшна.

Читать продолжение статьи в журнале "Нож"

ТАКЖЕ ВАМ МОГУТ ПОНРАВИТЬСЯ ЭТИ МАТЕРИАЛЫ:

Как устроена жизнь фрилансера

Как я работала ясновидящей в журнале с миллионной аудиторией

Как работает и сколько зарабатывает судмедэксперт в России

Как работает и сколько получает сценарист общественно-политического ток-шоу

Ошибка

В этом журнале запрещены анонимные комментарии

Картинка по умолчанию